Энергия и энергетика сегодня

А можем ли мы реализовать хотя бы половину?

В Хмельницком были внедрены и внедряются различные по полноте схемы контроля и регулирования потребления тепловой энергии. К сожалению ни одна из них еще не охватила непосредственного ее потребителя, но даже то, что получено - впечатляет. Просто установка комплекта контролирующей и регулирующей аппаратуры на центральных тепловых пунктах дает экономию, как правило, 7-10%, хотя иногда не дает ее вовсе. Тщательное слежение за работой регулирующих приборов дает экономию до 25%.

Это результат работы в самых обычных жилых массивах. Оценки результативности различных технических приемов в самих зданиях показывают, что закрытие "теплового контура" (лифтовые шахты работают как отличная вытяжная труба), уменьшение потерь тепла в технических подвалах, понижение пропускающей способности оконных проемов (уплотнение щелей и уменьшение пропускной способности остекления в инфракрасной части спектра), хотя бы минимальное улучшение тепловых характеристик торцевых стен и, самое, может быть, важное - регулирование теплопотребления самими жильцами, могут позволить уменьшить расходы до 40%. Здесь приведены примеры того, что можно сделать в каждом отдельном доме и с минимальными затратами. Как городской резерв остаются: улучшение характеристик имеющихся тепловых сетей и рационализация системы энергообеспечения жилых массивов, вплоть до отказа от снабжения тепловой энергией посредством подвода к дому горячей воды от весьма удаленных гигантских котельных. Слава предшественникам - газ или подведен или может быть подведен к каждому дому.

Разумеется, вновь возводимые дома должны отвечать современным требованиям как по тепловым характеристикам, так и по оснащению отопительным оборудованием.

Что же мешает Хмельницкому уже несколько лет, распространять имеющийся опыт?

Самая коренная причина - то, что в Хмельницком множество людей, хорошо зарабатывающих на сжигании ресурсов, и никак не развернуться людям, которые хотят и могут разбогатеть на их экономии. Существующая схема позволяет монополисту-поставщику тепла запрашивать практически любую цену и предъявлять городу к оплате расчетные счета, выдаваемые за фактические. Население же, т.е. непосредственные потребители, абсолютно исключены из сферы регулирования потребления, им предложено платить по единым, все увеличивающимся ставкам.

Полная схема изменения управления финансовыми потоками предлагает передачу сэкономленных средств в распоряжение организации, управляющей жилищным фондом с условием реинвестирования в энергосберегающие мероприятия и с возможностью премирования в размере 10% от сэкономленных средств. Поставщик тепла получает суммарную плату (от населения и города) в точности по показаниям контролирующих приборов.

Очевидно, что предложенная схема отличается от идеальной, по которой все "тепловые" деньги должны быть в руках потребителей, но достигнутый в долгих и трудных переговорах компромиссный вариант позволяет запустить цепную реакцию расширения рынка энергосбережения и в условиях существования городских дотаций и даже при условии перечисления львиной их доли непосредственно поставщикам. Но, к сожалению, соответствующий распорядительный документ пока не принят - хмельницкое руководство еще не созрело до желания разорвать пуповину, связывающую поставщиков тепловой энергии и администрацию города.

Для полноты понимания проблемы с энергосбережением необходимо также проанализировать состояние готовности участвовать в процессе энергосбережения второго главного участника - потребителей энергии.

В случае с промышленными предприятиями все понятно, они платят теперь собственные деньги и заинтересованы в их сбережении.

В жилищной же сфере субъектов, желающих активно внедрять энергосберегающие мероприятия, приходится искать. Не исключено, что для государственных организаций, управляющих жилым фондом -дирекций единого заказчика (ДЕЗ), монополистов на жестко определенной и выделенной им территории муниципального округа, предлагаемая премия в 10% от сэкономленных и реинвестированных средств окажется недостаточным стимулом и вся надежда будет на энтузиазм супрефектов (еще один социальный резерв управления).

К сожалению, еще не установлен в городе порядок, при котором ДЕЗы были бы заинтересованы в улучшении экономических характеристик управляемого ими муниципального жилого фонда. Необходимым условием возникновения заинтересованности является создание конкурентной среды, немедленно выдвигающей претендента на место обанкротившейся управляющей организации.

Но есть в городе субъекты, которые немедленно воспользуются предлагаемым механизмом и, возможно, согласятся даже на заранее оговоренное уменьшение величины городской дотации, т.е. экономия городского бюджета может начаться еще до реального уменьшения энергопотребления. Речь идет о реальном местном самоуправлении - товариществах собственников жилья. Среди них есть такие, которые готовы вкладывать собственные средства, экономить свою долю платежей, не дожидаясь от города того, чтобы он поделился с ними хотя бы частью тех средств, которые они для него при этом сэкономят.

Перейти на страницу: 1 2

Back to Top