Энергия и энергетика сегодня

Содействие рынкам возобновляемых источников

Как и в случае с другими отраслями экономики, перед рынком возобновляемых источников энергии стоят типичные проблемы, препятствующие росту инвестиций: отсутствие прозрачности, конкуренция со стороны дотируемых традиционных источников энергии и слабость финансового сектора. Отсутствие специально разработанной национальной стратегии в области возобновляемых источников, адекватной законодательной базы и нормативных документов еще более осложняет развитие данного рынка. Таким образом, общее улучшение инвестиционного климата путем продолжения экономических, финансовых, юридических, нормативных и налоговых реформ жизненно необходимо. Также необходима поддержка реформ, их распространение на энергетический сектор и отмена субсидирования традиционных источников энергии.

В дополнение к проведению широких экономических реформ, российские политики могли бы также принять специальные меры для развития отрасли возобновляемых энергоресурсов. Для этого совсем не обязательно потребуются существенные финансовые вливания, поскольку имеется целый ряд низко затратных и эффективных мер, которые должны способствовать росту инвестиций в технологии возобновляемых источников энергии и могут иметь существенную экономическую отдачу. В краткосрочной перспективе российские политики могли бы сконцентрироваться на мерах, направленных на повышение использования ВИЭ в тех сферах применения, где они уже обладают определенными преимуществами. По мере того, как российский бизнес приобретет опыт в широкомасштабном применении таких систем, появятся новые рынки для подобных технологий, которые создадут дополнительные возможности для конкуренции.

Каждая из технологий энергетики возобновляемых источников потребует своих особых мер по ее продвижению на рынке. Однако, этот доклад предлагает ряд общих мер, которые могут способствовать развитию рынка оборудования возобновляемой энергетики в целом.

Типичный путь содействия рынку возобновляемых источников энергии состоит в осуществлении трех основных шагов: принятие стратегии в области возобновляемых энергоресурсов (постановка задачи), принятие соответствующего законодательства (установление структуры рынка) и определение механизмов реализации целей (установление правил работы на рынке). Естественно, возможно осуществление определенных элементов каждого из последующих шагов без полной реализации предыдущего.

Россия уже сделала первые важные шаги в направлении понимания важности использования возобновляемых источников энергии. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 и на перспективу до 2010 года», принятая 17 ноября 2001 года, содержит раздел «Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива». Кроме того, согласно национальной энергетической стратегии, принятой российским правительством в августе 2003 года, стратегическими целями развития рынка возобновляемых энергоресурсов и местного топлива являются:

• сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;

• снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;

• обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива;

• снижение расходов на дальнепривозное топливо.

Государственные задачи в области ВИЭ можно количественно выразить с помощью механизма целей возобновляемой энергетики (ЦВЭ), который устанавливает минимальный процент энерго- или электроснабжения в данной стране (регионе) от возобновляемых источников. Например, согласно Директиве Европейского Союза по возобновляемой энергии, к 2010 году 22,1 % электроэнергии должно быть произведено из возобновляемых источников, а доля возобновляемой энергии в валовом национальном потребления должна составлять 12 %. Российская энергетическая стратегия не ставит официальных целей развития энергетики возобновляемых источников. Тем не менее, в ней указывается, что при обеспечении соответствующей государственной поддержки, к 2010 году можно будет ввести в действие около 1000 МВт электрических и 1200 МВт тепловых мощностей на базе возобновляемых источников энергии. Каким образом правительство планирует обеспечить поддержку возобновляемых технологий, в Стратегии не уточнено. Следуя опыту других стран, Россия могла бы установить национальные ЦВЭ и разработать стратегию (или план действий) по их достижению. С другой стороны, Россия могла бы воздержаться от принятия ЦВЭ, а сосредоточить все усилия на установлении реальных цен на энергоносители, разработав затем поощрительные меры и прочие рыночные механизмы, призванные усилить роль возобновляемых источников энергии в осуществлении целей, намеченных Стратегией 2003 года.

В новой российской стратегии подчеркивается необходимость принятия федерального закона о возобновляемых ресурсах. Такой закон мог бы определить роли и полномочия властей в осуществлении национальной стратегии. Следующей ступенью в реализации стратегии по возобновляемым ресурсам было бы практическое воплощение национальной программы на территориальном, региональном и местном уровне. Для этого потребуются адекватные нормативные акты и регулирующие правила, соответствующие национальной политике в области возобновляемых источников энергии. Постановления и нормативные акты могут либо усиливать механизмы, заданные федеральным законом, либо выдвигать особые региональные инициативы, соответствующие общенациональной стратегии.

Национальная политика и меры государственной поддержки могут иметь различный характер в зависимости от их предназначения: создание юридической и правовой базы для реализации проектов по энергетике возобновляемых источников, оказание помощи промышленности возобновляемых источников либо стимулирование и поддержка потребителей систем возобновляемой энергетики. Некоторые региональные и местные меры могут быть направлены на оказание прямой поддержки конкретных проектов в области возобновляемой энергетики. В настоящем отчете рассматривается ряд мер, которые, как показывает международный опыт, могут способствовать созданию рынка технологий возобновляемой энергетики. Такие меры включают в себя установку государственных целей в сфере использования возобновляемых источников энергии, широкое распространение информации, налоговые стимулы (снижение НДС, ускоренная амортизация, кредитование инвестиционного налога и т.д.), прямая поддержка проектов и др.

      Back to Top