Электростанции на базе АГТД в странах СНГ
Сама установка включает в себя авиационный двигатель НК-37 производства СНТК им. Н.Д. Кузнецова, котел-утилизатор типа ТКУ-6 производства АО "Красный котельщик" и турбогенератор.
Полное время монтажа установки - 14 месяцев.
В России выпускается большое количество установок на базе конвертированных АГТД мощностью от 1000 кВт до нескольких десятков МВт, они пользуются спросом. Это подтверждает экономическую эффективность их использования и необходимость дальнейших разработок в этой области промышленности.
Установки, выпускаемые на заводах России и Украины отличаются:
- низкими удельными капиталовложениями:
- блочным исполнением;
- сокращенным сроком монтажа;
- малым сроком окупаемости;
- возможностью полной автоматизации и др.
1.3. ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С АВИАЦИОННЫМИ ГТД
Ряд иностранных фирм в течение продолжительного времени работают над созданием электростанций на основе конвертированных АГТД. К настоящему времени довольно значительное количество стационарных и передвижных электростанций различной мощности находится в длительной эксплуатации.
Одной из первых была спроектирована и построена стационарная электростанция промышленного типа мощностью 3 МВт. Английская фирма "Бристоль" использовала для создания электростанции выпускаемый ею авиационный двигатель. Электростанция предназначена для снятия пиковых нагрузок в зимнее время. Она способна также обеспечивать местное электроснабжение в случае выхода из строя линии электропередачи.
Основными достоинствами ГТГ с авиационными ГТД являются: высокая степень надежности и автоматизации; малые веса и габариты; способность быстро принимать нагрузку; легкость замены приводного двигателя; точная балансировка и отсутствие вибрации.
Электростанция была создана на основе ТВД "Протей". Воздух из атмосферы поступает в компрессор и после сжатия направляется в камеру сгорания. Газы, отработавшие в турбине, выбрасываются наружу. Турбина двигателя двухвальная четырехступенчатая: первые две ступени (т. в. д.) приводят во вращение компрессор, а последние две (т. н. д.) образуют силовую турбину. Вал силовой турбины вращается со скоростью 194 об/сек. Специальный редуктор понижает скорость вращения до рабочих оборотов электрогенератора (16,6 об/сек).
ГТД имеет мощность 3125 кВт и работает на дизельном топливе. Степень повышения давления в компрессоре — 2,3. Температура газов перед т. в. д. равна 850° С. Эффективный к. п. д. двигателя — 23%. Габариты двигателя: длина — 2690 мм, диаметр — 990 мм. Масса двигателя — 1530 кг.
Вспомогательное оборудование двигателя то же, что и в случае использования его на самолете. Его запуск осуществляется стартер-генератором мощностью 15 кВт, получающим питание от аккумуляторной батареи напряжением 110 В.
Электрический генератор переменного тока, трехфазный, с воздушным охлаждением, мощностью 3200 кВА при Cosj = 0,9. Напряжение генерируемого тока 11 кВ, частота 50 Гц. Воздух для охлаждения генератора поступает в помещение электростанции через специальную шахту. С вращающимся возбудителем генератор связан жестко. Возбудитель регулируется как вручную, так и автоматически. Масса электрогенератора 11,75 т, а масса ротора генератора — 5 т. Смазка подшипников генератора осуществляется от специального электронасоса.
Использование двигателя с двумя независимыми турбинами оказалось выгодным, так как в этом случае мала потребная для запуска двигателя мощность и облегчается автоматическая синхронизация при включении агрегата в параллельную работу.
ГТГ имеет длину 7,4 м и размещен в кирпичном здании (10,65×7,00×6,70 м) с бетонным полом и сборной фундаментной плитой. Размещение ГТГ в здании показано на рис. 5.
В основном помещении расположен электрогенератор с распределительным устройством, контрольным щитом и кабиной управления. ГТД установлен в отдельном отсеке. Конец его вала проходит в отсек генератора через звукоизолирующую перегородку, собранную из съемных панелей, что обеспечивает легкий демонтаж двигателя в случае необходимости его замены.