Электростанции на базе АГТД в странах СНГ
Идея использования отечественных ГТД в энергетике впервые была высказана профессорами А. Н. Ложкиным и Р. М. Петриченко [Л. 11].
Первый опытный образец газотурбогенератора на основе отечественного авиационного газотурбинного двигателя был спроектирован под руководством С. Н. Уварова в 1962-63 гг. После всестороннего анализа отечественных ГТД были выполнены технический и рабочий проекты газотурбогенератора на основе турбовинтового двигателя (ТВД) АИ-20.
ГТГ был спроектирован на основе ГТД АИ-20 первой серии и синхронного, трехфазного электрического генератора марки ГС-1612-6, мощностью 1600 кВА и напряжением 400/380 В с пристроенным возбудителем типа ВС-24,5/18 (16,5 кВт, 50 В).
ГТГ предназначен в качестве основного агрегата стационарной электростанции, работающей на электрическую сеть напряжением 380 В и частотой 50 Гц в диапазоне нагрузок от 0 до 1600 кВА. При разработке проекта были по возможности сохранены без изменения системы, штатные приборы и аппараты ГТД. Почти все дополнительные агрегаты и механизмы были выбраны из числа серийно выпускаемых отечественной промышленностью.
Забор воздуха компрессором двигателя производится непосредственно из помещения или по воздухопроводу из атмосферы, а отработавшие газы отводятся за пределы помещения при помощи специального газохода [Л. 11].
По проекту система автоматики и контрольно-измерительных приборов обеспечивала: автоматический запуск и выход на обороты холостого хода; вывод на номинальные обороты и поддержание их в заданных пределах с корректировкой расхода топлива в зависимости от температуры наружного воздуха; автоматическое ограничение максимально допустимой мощности и предельно-допустимого числа оборотов; автоматическую остановку ГТГ в аварийных условиях.
Позже, на базе ТВД АИ-20 были созданы передвижные автономные электростанции ПАЭС-1250, ПАЭС-1600 мощностью 1250 и 1600 кВт соответственно. Оборудование этих электростанций располагалось первоначально в двух прицепах, транспортируемых автоседельными тягачами КрАЗ. В дальнейшем оборудование было размещено в одном прицепе, а для более полного использования мощности ТВД АИ-20 была создана ПАЭС-2500 мощностью 2500 кВт, транспортируемая тягачом КамАЗ и расположенная в одном прицепе. Эта электростанция выпускается и в настоящее время на Украине на ОАО Моторостроительный завод "Сич".
Ее основные технические характеристики:
Номинальная мощность |
2500 кВт |
Род тока |
Переменный, трехфазный |
Частота тока |
50 Гц |
Номинальное напряжение |
6300 В |
Коэффициент мощности |
0,8 |
Двигатель |
газотурбинный, на базе ТВД АИ-20 |
Генератор типа СГС-14-100-6УЗ |
синхронный, трехфазный, переменного тока |
Топливо для двигателя: | |
Жидкое |
керосин ТС-1; Т-2 по ГОСТ-10227 и их смеси; дизельное топливо по ГОСТ-4749 |
Газообразное (при соответствующей замене на двигателе агрегатов топливной системы и автоматики) |
попутный или природный газ давлением 10-12 кг/см2 |
Часовой расход жидкого топлива на номинальном режиме |
не более 1100 кг/ч |
Часовой расход масла на номинальном режиме |
не более 1,0 литр/час |
Часовой расход газообразного топлива на номинальном режиме |
не более 1000 м3/ч |
Габаритные размеры: | |
Длина |
Не более 11500 мм |
Ширина |
Не более 2500 мм |
Высота |
Не более 3700 мм |
Вес электростанции |
Не более 30000 кг |