Анализ инновационных процессов на предприятии
Таким образом, мы можем говорить о триединой оценке уровня способностей предприятия в достижении определенных целей: потенциал, максимальная возможность, инновационный резерв. Отдать приоритет той или иной категории трудно, так как потенциал предприятия характеризуется, скорее, с количественной стороны, а инновационный резерв является качественной оценкой.
Поскольку структурным компонентом инновационного потенциала предприятия «Донпрессмаш» выступают кадровый, производственный и инновационный, то следует рассмотреть совокупные реальные затраты на реализацию инновационного потенциала предприятия.
Таблица 2.7
Совокупные реальные затраты на реализацию инновационного потенциала предприятия «Донпрессмаш»
Период времени | ||||||
2005 | 2007 | 2009 | ||||
Сумма затрат |
Доля, % |
Сумма затрат |
Доля, % |
Сумма затрат |
Доля, % | |
Инновационный потенциал |
11742 |
100 |
12664 |
100 |
14593 |
100 |
Кадровый потенциал |
3640 |
31 |
4432 |
35 |
5399 |
37 |
Производственный потенциал |
4814 |
41 |
5572 |
44 |
6567 |
45 |
Инвестиционный потенциал |
3288 |
28 |
2659 |
21 |
2627 |
18 |
Данные таблицы 2.6 характеризуют увеличение использования кадрового потенциала, что обусловливается ростом эффективности научных исследований и количеством разрабатываемых инновационных проектов (с 3640 млн. руб. в 2005 году до 5399 млн. руб. с 2009 году). Та же тенденция наблюдается в структуре инновационного потенциала. Так, за рассматриваемый период доля кадрового потенциала увеличилась с 31% в 2005 году до 37% в 2009 году.
Следует отметить, что в условиях рыночных отношений предприятию недостаточно выпускать хороший продукт или продукцию, оно должно внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение у себя, чтобы не отстать от конкурентов. Практика показывает, что предприятие т может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Поэтому инновационную стратегию, прежде всего, выбор такой стратегии не случайно считают составной и наиболее важной частью инновационного менеджмента. Стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой, отвечающей вновь возникающим задачам и требованиям производства и потребительского спроса. Только в этом случае инновации могут принести предприятию желаемый успех и обеспечить ему длительный жизненный цикл.