Сложные технические системы
Далее следует отметить, что современные технические системы становятся настолько сложны, что как таковые уже не являются техническими объектами [2]. Такие образования, как энергетические системы или заводы-автоматы (иногда их называют большими техническими системами), представляют собой совокупности относительно самостоятельных искусственных образований, связанных естественными процессами. Определенная иерархия технических образований в таких системах позволяет эти образования соответственно классифицировать, но возникает несколько осложнений. Во-первых, экстраполяция из области «чистой техники» в область так называемых больших систем научно некорректна, так как описываемое явление неоднородно и неоднородность обусловлена включением человека. Причем, с одной стороны, кроме естественных (механических, химических и физических) связей, появляются связи, детерминированные биологическими и социальными свойствами человека, с другой — человек, функционирующий в подобной системе, может занимать подчиненное по отношению к машине положение, то есть его деятельность обусловлена внутренними процессами технического объекта. Человек, таким образом, превращается во «вторичную систему» или «придаток машины». Во-вторых, «системообразующим фактором в системе технического объекта и критерием его общественной ценности выступает социальная функция. Она определяет сущность технического объекта, выраженную в его способности принимать на себя ту или иную функцию человека или существенно ее преобразовывать с целью облегчения и повышения эффективности деятельности человека. Поэтому понятие технического объекта (технического средства) нельзя распространять на составляющие его части (детали). К примеру, поршень, цилиндр или парораспределительный механизм паровой машины еще не являются техническими объектами, так как их назначение в виде социальной функции реализуется только в системе компонентов, составляющих паровую машину» [7]. Подобные составляющие части или детали, выступающие как подсистемы технических объектов, иногда называют «вторичными системами».
Таким образом, критерий иерархичности, эффективный в конкретных технических областях, когда выстроенный ряд оказывается однородным (детали, механизмы, блоки, агрегаты, комплексы и так далее), сам по себе уже ничего не дает в типологии технических объектов.
Рассмотренные типологии, как правило, не обладают эвристичностью, то есть не в состоянии предсказывать появление новых систем или включать их в себя, не разрушая внутренней структуры; ограничены рамками специфических деятельностей, отдельными компонентами искусственной материальной среды.
Техника во всех значениях (кроме нематериальных средств деятельности) является результатом технической деятельности или труда как универсальной материальной деятельности (искусственный обмен веществ). А. В. Дахин и В. А. Щуров [2] считают, что основаниями типологии технических объектов следует выделить следующие компоненты: субъект деятельности, объект, средства, процесс и результат. Существенным элементом, по их мнению, является также среда, в которой деятельность протекает.
Последовательное рассмотрение отдельных компонентов, их различных сторон позволит сформулировать основания типологии технических объектов.
Субъект деятельности. Биологическая организация человека выражается в биомеханической и психофизиологической формах. Работа мышц, связанная с энергетическими затратами, направлена на преобразование вещества и энергии. В психофизиологии человека органы чувств выполняют коммуникативную функцию (зрение, слух, а деятельность мозга связана с анализом поступающих ощущений и выработкой соответствующих реакций. На этом биологическом субстрате основана деятельность человека как социального существа.
Объект. Объектом, на который направлена деятельность общества, является естественная и искусственная среда в ее натуральном и знаковом воплощении. Следует отметить, что если объект деятельности — энергетическое состояние данного тела, то материальный носитель его играет вторичную роль.
Из совокупности ощущений человек формирует представления, которые составляют основу образного мышления. Сформированные представления — понятия — основа логического (абстрактного) мышления. Если представления и абстрактные понятия воплощаются в те или иные материальные носители (знаки), тогда они становятся достоянием общества и выходят за пределы сознания одного человека.