Конические соединения
Конические соединения представляют собой разновидность фрикционных соединений, используемых для передачи вращающего момента между деталями с соосными посадочными поверхностями. Обычно такие соединения применяют для закрепления деталей на концах валов.
Натяг и контактные напряжения в конических соединениях (в отличие от цилиндрических соединений) создаются затяжкой.
Уравнение равновесия при равномерном распределении по длине контактных напряжений q и касательных напряжений фf от трения (сцепления) имеет вид
где r1 и r2 - соответственно минимальный и максимальный радиусы конического участка вала в сопряжении.
Если учесть, что dz=dr·ctgб. то после интегрирования и несложных преобразований получим
где F0 - сила затяжки соединения; dm и l - средний диаметр и длина соединения; б - угол наклона образующей конуса к оси вала; f - коэффициент трения пары вал - ступица.
Из соотношения видно, что с увеличением угла б (конусности) необходимо увеличивать затяжку соединения для сохранения уровня контактных напряжений.
Обычно из технологических соображений применяют небольшую конусность. По ГОСТ 21081-75 конусность
что соответствует б≈2°52' (d1 и d2 - минимальный и максимальный диаметры вала в соединении). При большей конусности на несущую способность соединений существенное влияние оказывают погрешности углов конуса вала и ступицы (втулки), т. е. в конических соединениях отношение f/tgб<1. При малом угле б можно принять, что диаметр вала d≈dm.
Вращающий момент, передаваемый соединением.
Откуда требуемая минимальная сила затяжки соединения
где k=1,3?1,5 - коэффициент запаса сцепления;. fпр - приведенный коэффициент трения,
Из формулы следует, что на передаваемый вращающий момент влияют сила предварительной затяжки, средний диаметр и состояние поверхностей контакта.
Максимальная сила затяжки
устанавливается из условий прочности (подобно максимальному расчетному натягу). Так как конусность невелика, то максимальная сила затяжки (tgб=0,5K=0,05)
где D – наружный диаметр ступицы (втулки).
Затяжку соединений контролируют
динамометрическим ключом или по осевому перемещению ступицы.
В процессе работы возможно ослабление затяжки из-за обмятия поверхностей контакта (особенно в соединении со шпонкой).
Для фиксации осевого положения иногда используют бурты на валах.