Меры финансовой поддержки возобновляемых источников
Одним из главных препятствий выходу технологий ВЭ на рынки является их высокая капиталоемкость. Потенциальные потребители часто не имеют достаточных инвестиционных средств для покупки установок ВЭ, даже если они понимают долгосрочную экономическую выгоду таких вложений. Разумные финансовые механизмы могут помочь преодолеть это препятствие. В России должна быть продолжена реформа финансового сектора. Жизненно необходима прозрачная банковская система. Для снижения цен систем ВЭ для конечного потребителя могут быть разработаны специальные механизмы финансирования.
Сниженный или нулевой НДС на оборудование для ВЭ. Этот механизм используется во многих странах, таких как Италия, Франция, Великобритания и Чехия. В Чехии малые гидроэлектростанции (до 0,1 МВт), ветровые (до 0,075 МВт), все солнечные и использующие биомассу установки пользуются преимуществом 5-процентного НДС вместо 22 %.
Налоговые льготы при инвестициях в ВИЭ снижают расходы инвесторов. Льготный налог на инвестиционный капитал позволяет инвесторам уменьшить налоговое бремя пропорционально той части средств, которая была вложена в возобновляемые источники энергии. Например, в Ирландии инвестиции корпоративного акционерного капитала в гидроэнергетику, солнечную энергетику, использование ветра и биомассы могут быть частично освобождены от налогов благодаря системе налоговых скидок, введенной в марте 1999 года.. Налогом не облагаются 50 % всех капитальных затрат (кроме стоимости земли) проектов стоимостью до 7,5 млн. фунтов-стерлингов, исключая дотации. Департамент государственных предприятий сертифицирует квалификационные проекты ВЭ, а затем Комиссариат государственных сборов устанавливает налоговые скидки.
Ускоренная амортизация оборудования ВЭ может существенно снизить налоговое бремя на начальной стадии проекта, облегчить высокую первоначальную капитальную стоимость технологий ВЭ. В США Модифицированная система возмещения издержек (MACRS) позволяет предприятиям возмещать вложения в солнечные, ветровые и геотермальные системы с помощью амортизационных отчислений. МЛСЯ8 устанавливает время амортизации различных видов оборудования (5-50 лет). В настоящее время МЛСЯ8 позволяет полную амортизацию солнечных, ветровых, геотермальных систем, установленных после 1986 года, в течение 5 лет.
Помимо ускоренной амортизации по МЛСЯ8, Закон о создании рабочих мест и помощи работникам, принятый в 2002 году, позволяет предприятиям дополнительно амортизировать солнечные, ветровые и геотермальные установки на 30 % в первый год. Тридцати процентная амортизация применяется только к оборудованию, приобретенному после 10 сентября 2001 года и до 11 сентября 2004 года и введенному в эксплуатацию до 1 января 2005 года. Механизм ускоренной амортизации не нов для России и мог бы быть легко приспособлен для инвестиций в возобновляемую энергетику.
Благоприятная система кредитования может быть установлена для индивидуальных и промышленных покупателей систем ВЭ. В связи с тем, что недостаток финансовых ресурсов является одним из главных препятствий освоению ресурсов ВЭ в России, доступ к банковским кредитам под низкие проценты мог бы очень эффективно стимулировать спрос на системы ВЭ.
Демонстрационные проекты создают уверенность в технологиях ВЭ. В некоторых странах ОЭСР центральные или региональные власти финансируют проекты по использованию ВЭ в государственных учреждениях (школах, больницах и т.д.) или обеспечивают финансовую поддержку отдельным частным проектам. Демонстрируя успешное применение ВЭ, такие проекты повышают информированность о системах ВЭ и стимулируют спрос на них.
Российское правительство в рамках национальной программы «Энергоэффективная экономика», принятой в 2001 году, профинансировало из федерального бюджета несколько проектов по использованию ВЭ: Мутновская геотермальная электростанция на Камчатке (54 млн. руб. или 1,77 млн. долларов по курсу июля 2003 года), малая тепловая электростанция на древесных отходах в Вытегре, в Вологодской области (12 млн. руб.), 3 малых и микро гидроэлектростанции (9 млн. руб.), перевод двух котельных в Ленинградской области на использование местного топлива (3,9 млн. руб.)
Российские власти могли бы продолжить финансирование отдельных проектов, подавая пример другим инвесторам. В следующем разделе описан один из возможных источников такого финансирования -экологический фонд.
Экологические фонды были образованы в ряде стран. Они финансируются путем установления специальных налогов или сборов, например за выбросы парниковых газов. Сегодняшние рыночные цены не учитывают экологических и социальных издержек источников энергии. Скрытые расходы, которые несет общество, такие как риск изменения климата, на включаются в цены на энергию, получаемую от традиционных источников. Для того, чтобы заставить производителей признать эти расходы, многие страны приняли строгие экологические ограничения, например, нормы выбросов и налоги на выбросы. В среднесрочной перспективе Россия также могла бы усилить экологическое регулирование, что способствовало бы развитию чистых источников энергии и препятствовало бы загрязняющим среду технологиям. Поступления от «экологических» налогов и сборов могли бы быть использованы для создания специального фонда для финансирования проектов по ВЭ, энергосбережению и других «экологических» проектов. Такие меры уменьшили бы и выбросы парниковых газов в России, принося таким образом дополнительный доход от Международной торговли квотами на выбросы CO2 в соответствие с Киотским протоколом, если он вступит в силу.
До недавнего времени в России существовала такая система целевых фондов по защите окружающей среды. Федеральный фонд окружающей среды, региональные и местные фонды финансировались через связанные с экологией налоги и сборы, например, на загрязнение воды и воздуха, использование лесных ресурсов и т.д. Эти фонды финансировали экологические проекты, такие как контроль за загрязнениями, исследовательские и проектные работы в области окружающей среды, создание соответствующих учреждений. Размеры этих фондов зависели от числа и размеров загрязняющих компаний в регионе или городе. Фонды не были велики, т.к. штрафы за загрязнение отставали от инфляции в 90-е годы. В связи с тем, что система экологических фондов не всегда хорошо работала на практике, недавно она была ликвидирована, а поступления от экологических налогов и сборов включены отдельной строкой в федеральный бюджет. Если средства, полученные по этой строке, будут использоваться целевым образом на экологические проекты, то она могла бы сталь аналогом экологического фонда. Проекты ВЭ также могли бы финансироваться из этой строки, особенно в районах, где помимо экологических причин существуют экономические стимулы к их использованию.
Некоторые страны образовали более специализированные фонды возобновляемой энергетики. Например, такие фонды созданы в 12 штатах США для помощи в развитии рынков ВЭ и других экологически чистых источников энергии. Такие программы обычно финансируются через "сбор за системные преимущества" (SBC) или "сбор на общественные нужды", собираемые с потребителей электроэнергии. Эти сборы объясняются тем, что увеличение использования возобновляемых источников энергии выгодно всем гражданам. Эти программы обеспечат в следующие 10 лет 3,5 млрд. долларов на поддержку проектов по возобновляемым и экологически чистым источникам энергии, для инвестиций в компании и строительство производственной инфраструктуры.