Энергия и энергетика сегодня

Новые тепловые двигатели.  Паровые турбины.

В рассматриваемый период впервые были созданы и получили применение паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания, которым суждено было сыграть в дальнейшем огромную роль не только в промыш­ленности, но и на транспорте, в сельском хозяйстве, в военном деле.

Активная паровая турбина была изобретена шведским инжене­ром К. П. Густавом де Лавалем (1845—1913) в 1883—1889 гг. Лю­бопытно, что Густав де Лаваль намеревался первоначально при­менить ее в молочном деле для вращения сепараторов.

В 1884—1885 гг. англичанин Ч. О. Парсонс (1854—1931) изобрел реактивную многоступенчатую паровую турбину. Дальнейшая I работа по усовершенствованию этой турбины привела Парсонса к созданию в 1894 г. нового образца реактивной турбины, которая и стала основным типом паровых турбин того времени.

Паровые турбины при производстве электроэнергии объединя­ли на одном валу с электрогенератором. Таким образом был соз­дан турбогенератор, испытание которого было проведено в 1890 г. на Эльберфельдской электростанции в Германии.

Паровые турбины продолжали совершенствоваться и дальше (системы О. Рато —1899 г., Ч. Кертиса — нач. XX в. и др.).

С начала XX в. возникает систематическое фабричное про­изводство паровых турбин в Германии, Швейцарии, Чехосло­вакии, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, США и Фран­ции.

В России собственное производство паровых турбин и турбо­генераторов было налажено слабо. Использовали в основном им­портное оборудование. Первый отечественный турбогенератор сис­темы французского инженера О. Рато (1899) был построен лишь в 1907 г. К началу первой мировой войны турбина мощностью 1 тыс. л. с. в России считалась очень крупной, тогда как за грани­цей строились паровые турбины на 40-50 тыс.л. с.

Использование турбогенераторов дало возможность увеличить мощность электростанций, поднять напряжение, увеличить даль­ность передачи электроэнергии.

Back to Top