Жаровые трубы
Число жаровых труб котла в зависимости от поверхности нагрева и диаметра бочки изменяется от 1 до 4 в одностороннем котле и от 4 до 8 в двухстороннем. Топки применяются как гладкие, так и волнистые.
Жаровые трубы испытывают напряжения, (возникающие во время постройки котла, а также от давления пара и воды и, наконец, от собственного веса, вызывающего изгиб. Однако наибольшими являются тепловые напряжения вследствие различия температур топки и бочки, вызывающие сжатие первой и растяжение последней, Волнистые трубы более устойчивы против наружного давления и более эластичны в продольном направлении, нежели гладкие. Благодаря этому уменьшается опасность нарушения швов, соединяющих топку с передним днищем и огневой камерой. При одинаковых диаметрах волнистые трубы (принимается средний диаметр) имеют поверхность нагрева на 8—14% больше, чем гладкие трубы.
Рисунок 5 |
Гладкие жаровые трубы при длине более 1000 мм изготовляются из нескольких звеньев, соединение которых раньше производили при помощи колец жесткости (рис. 5). В настоящее время этот, способ соединения заменен более совершенным, состоящим в том, что смежные звенья соединяются приваренными к их кромкам кольцами. Такие кольца вырезаются из волнистой трубы.
Волнистые жаровые трубы, независимо от длины, которая достигает 2,5 м, выполняются из одного звена.
Большое распространение получили так называемые волнистые топки, имеющие одинаковые выступы и углубления, отстоящие друг от друга на расстоянии около 200 мм (рис. 6).
Интерес представляет топка с сальниковым креплением системы проф. М.И.Волского. Жаровая труба, удлиняясь при нагреве более
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
чем бочка котла, может свободно выходить через сальник, укрепленный на переднем днище котла. Это освобождает бочку котла и топки от температурных напряжений, возникающих в результате различия температур бочки и топки.
Различные способы крепления жаровых труб с передним днищем показаны на рис. 7.
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Рисунок 10 |
Наружный диаметр прямой цилиндрической части топки обычно больше максимального диаметра волны. Это обеспечивает выемку труб через горловину без расклепывания шва, соединяющего днище с бочкой.
Присоединение топки к передней стенке огневой камеры показано на рис. 8 и 9.
На рис. 10 показано присоединение волнистой топки, имеющей яйцевидный фланец, к передней стенке огневой камеры.
Рисунок 11 |
Если жаровая труба соединяется с передней стенкой огневой камеры при помощи клепки, то в таком случае топочные швы имеют двойную толщину листа, что способствует местному перегреву металла и резкому охлаждению его при открывании топочных дверец, вследствие чего здесь часто появляются трещины. Для устранения этого явления шов защищается, как это указано пунктиром (рис. 9 и 10), чугунным кольцом А полукруглого сечения, поставленным на шамотной привязке.