Зарубежные электростанции с авиационными ГТД
Ряд иностранных фирм в течение продолжительного времени работают над созданием электростанций на основе конвертированных АГТД. К настоящему времени довольно значительное количество стационарных и передвижных электростанций различной мощности находится в длительной эксплуатации.
Одной из первых была спроектирована и построена стационарная электростанция промышленного типа мощностью 3 МВт. Английская фирма "Бристоль" использовала для создания электростанции выпускаемый ею авиационный двигатель. Электростанция предназначена для снятия пиковых нагрузок в зимнее время. Она способна также обеспечивать местное электроснабжение в случае выхода из строя линии электропередачи.
Основными достоинствами ГТГ с авиационными ГТД являются: высокая степень надежности и автоматизации; малые веса и габариты; способность быстро принимать нагрузку; легкость замены приводного двигателя; точная балансировка и отсутствие вибрации.
Электростанция была создана на основе ТВД "Протей". Воздух из атмосферы поступает в компрессор и после сжатия направляется в камеру сгорания. Газы, отработавшие в турбине, выбрасываются наружу. Турбина двигателя двухвальная четырехступенчатая: первые две ступени (т. в. д.) приводят во вращение компрессор, а последние две (т. н. д.) образуют силовую турбину. Вал силовой турбины вращается со скоростью 194 об/сек. Специальный редуктор понижает скорость вращения до рабочих оборотов электрогенератора (16,6 об/сек).
ГТД имеет мощность 3125 кВт и работает на дизельном топливе. Степень повышения давления в компрессоре — 2,3. Температура газов перед т. в. д. равна 850° С. Эффективный к. п. д. двигателя — 23%. Габариты двигателя: длина — 2690 мм, диаметр — 990 мм. Масса двигателя — 1530 кг.
Вспомогательное оборудование двигателя то же, что и в случае использования его на самолете. Его запуск осуществляется стартер-генератором мощностью 15 кВт, получающим питание от аккумуляторной батареи напряжением 110 В.
Электрический генератор переменного тока, трехфазный, с воздушным охлаждением, мощностью 3200 кВА при Cosj = 0,9. Напряжение генерируемого тока 11 кВ, частота 50 Гц. Воздух для охлаждения генератора поступает в помещение электростанции через специальную шахту. С вращающимся возбудителем генератор связан жестко. Возбудитель регулируется как вручную, так и автоматически. Масса электрогенератора 11,75 т, а масса ротора генератора — 5 т. Смазка подшипников генератора осуществляется от специального электронасоса.
Использование двигателя с двумя независимыми турбинами оказалось выгодным, так как в этом случае мала потребная для запуска двигателя мощность и облегчается автоматическая синхронизация при включении агрегата в параллельную работу.
ГТГ имеет длину 7,4 м и размещен в кирпичном здании (10,65×7,00×6,70 м) с бетонным полом и сборной фундаментной плитой. Размещение ГТГ в здании показано на рис. 5.
В основном помещении расположен электрогенератор с распределительным устройством, контрольным щитом и кабиной управления. ГТД установлен в отдельном отсеке. Конец его вала проходит в отсек генератора через звукоизолирующую перегородку, собранную из съемных панелей, что обеспечивает легкий демонтаж двигателя в случае необходимости его замены.
Рис. 5. Размещение оборудования в здании
электростанции фирмы "Бристоль"
1 — воздухозаборник; 2 — воздушный фильтр; 3 — глушитель выхлопа;
4 —ТВД; 5 — электрогенератор; 6 — возбудитель
Воздух в отсек двигателя забирается сверху из воздушного короба, расположенного вдоль всего здания над аппаратурой распределительного устройства. Воздушный короб снабжен звукопоглощающими пакетами и фильтрами-пылепоглотителями. Отработавшие газы поступают из двигателя в глушитель через расширяющийся патрубок. Из глушителя газы удаляются через вертикальную трубу наружу.
Помещение станции, за исключением кабины управления, не отапливается. Нормальная температура поддерживается за счет тепла, выделяемого обмотками генератора при работе.
Специальное масло не требует подогрева и позволяет запускать двигатель при температуре наружного воздуха до —40° С.
Управление станцией осуществляется по телефону с помощью специальной системы. Пуск, контроль за работой и останов ГТГ производится на расстоянии 160 км.
Весь процесс запуска ГТГ до принятия нагрузки занимает около двух минут. ГТГ— автономен, в процессе запуска все потребители получают питание от аккумуляторной батареи.