Энергия и энергетика сегодня

Электростанции на базе АГТД в странах СНГ

Сама установка включает в себя авиационный двигатель НК-37 производства СНТК им. Н.Д. Кузнецова, котел-утилизатор типа ТКУ-6 производства АО "Красный котельщик" и турбогенератор.

Полное время монтажа установки - 14 месяцев.

В России выпускается большое количество установок на базе конвертированных АГТД мощностью от 1000 кВт до нескольких десятков МВт, они пользуются спросом. Это подтверждает экономическую эффективность их использования и необходимость дальнейших разработок в этой области промышленности.

Установки, выпускаемые на заводах России и Украины отличаются:

- низкими удельными капиталовложениями:

- блочным исполнением;

- сокращенным сроком монтажа;

- малым сроком окупаемости;

- возможностью полной автоматизации и др.

1.3. ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С АВИАЦИОННЫМИ ГТД

Ряд иностранных фирм в течение продолжительного времени работают над созданием электростанций на основе конвертирован­ных АГТД. К настоящему времени довольно значительное количество стационарных и пере­движных электростанций различной мощности находится в дли­тельной эксплуатации.

Одной из первых была спроектирована и построена стационар­ная электростанция промышленного типа мощностью 3 МВт. Ан­глийская фирма "Бристоль" использовала для создания электро­станции выпускаемый ею авиационный двигатель. Электростанция предназначена для снятия пиковых нагрузок в зимнее время. Она способна также обеспечивать местное электроснабжение в случае выхода из строя линии электропередачи.

Основными достоинствами ГТГ с авиаци­онными ГТД являются: высокая степень надежности и автомати­зации; малые веса и габариты; способность быстро принимать нагрузку; легкость замены приводного двигателя; точная балан­сировка и отсутствие вибрации.

Электростанция была создана на основе ТВД "Протей". Воздух из атмосферы поступает в компрессор и после сжатия направляется в камеру сгорания. Газы, отработавшие в турбине, выбрасываются наружу. Турбина двигателя двухвальная четырехступенчатая: первые две ступени (т. в. д.) приводят во вращение компрессор, а последние две (т. н. д.) образуют силовую турбину. Вал силовой турбины вращается со скоростью 194 об/сек. Специальный редуктор пони­жает скорость вращения до рабочих оборотов электрогенератора (16,6 об/сек).

ГТД имеет мощность 3125 кВт и работает на дизельном топ­ливе. Степень повышения давления в компрессоре — 2,3. Темпера­тура газов перед т. в. д. равна 850° С. Эффективный к. п. д. дви­гателя — 23%. Габариты двигателя: длина — 2690 мм, диаметр — 990 мм. Масса двигателя — 1530 кг.

Вспомогательное оборудование двигателя то же, что и в слу­чае использования его на самолете. Его запуск осуществляется стартер-генератором мощностью 15 кВт, получающим питание от аккумуляторной батареи напряжением 110 В.

Электрический генератор переменного тока, трехфазный, с воз­душным охлаждением, мощностью 3200 кВА при Cosj = 0,9. Напря­жение генерируемого тока 11 кВ, частота 50 Гц. Воздух для охлаж­дения генератора поступает в помещение электростанции через специальную шахту. С вращающимся возбудителем генератор свя­зан жестко. Возбудитель регулируется как вручную, так и автома­тически. Масса электрогенератора 11,75 т, а масса ротора генера­тора — 5 т. Смазка подшипников генератора осуществляется от спе­циального электронасоса.

Использование двигателя с двумя независимыми турбинами оказалось выгодным, так как в этом случае мала потребная для запуска двигателя мощность и облегчается автоматическая синхро­низация при включении агрегата в параллельную работу.

ГТГ имеет длину 7,4 м и размещен в кирпичном здании (10,65×7,00×6,70 м) с бетонным полом и сборной фундаментной плитой. Размещение ГТГ в здании показано на рис. 5.

В основном помещении расположен электрогенератор с рас­пределительным устройством, контрольным щитом и кабиной управ­ления. ГТД установлен в отдельном отсеке. Конец его вала про­ходит в отсек генератора через звукоизолирующую перегородку, собранную из съемных панелей, что обеспечивает легкий демонтаж двигателя в случае необходимости его замены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Back to Top