Энергия и энергетика сегодня

Джеймс Уатт

Созданная Уаттом универсальная паровая машина сыграла большую роль в переходе к машинному производству. Уайту удалось не только создать свою паровую машину, но и проявить свои деловые качества, организовав их производство. Построив свой двигатель и продавая, его Уайт столкнулся с задачей при финансовых расчетов с предпринимателями, сколько можно освободить его паровая машина при трудоемкой откачки воды из каменоугольной шахты. Не нашлось ничего лучше, как сравнивать ее в сравнении с лошадиной силой.

В 1785 году Уатт запатентовал изобретение новой топки котла, и в этом же году одна из машин Уатта была установлена в Лондоне на пивоваренном заводе Сэмюэла Уитбреда для размалывания солода. Машина выполняла работу 24 лошадей. Машина сохранилась до наших дней.

Легенда гласит, что однажды Уайт решил предложить купить свою паровую машину одному местному пивовару Вильтбреду. Изобретатель предложил пивовару установить на его заводе машину, которая будет подавать воду из протекавшей рядом реке.

- Согласен, - заявил пивовар, - только при одном условии, что твоя машина полностью заменит одну лошадь.

- За это ручаюсь, - ответил Уайт.

После этого каждый стал готовиться к соревнованию. Уайт готовить машину, которая должная заставляла бы качать насос, а пивовар выбрал на конюшне самую сильную лошадь, освободил ее от всякой работы и велел ее хорошо кормить.

И вот в назначенный день состоялось испытание. Лошадь впрягли в насос, и конюх стал ее подгонять. А Уайт включил свою машину, которая приводила в движение точно такой же насос. Испытание длилось целых 8 часов. Когда в конце дня стали сравнивать результаты соревнования, то оказалось, что лошадь была чуть не загнана, а машина работала исправно, как часы. А когда посчитали, то оказалось, что за каждую секунду лошадь выполняла по 70 килограммометров работы. Пивовар понял всю полезность нового изобретения и согласился установить на своем заводе машину, которая приводила в движение насос. Так на заводе был установлен паровой двигатель, который производил 75 килограммометром работы. С тех пор, мощность машин стали измерять в лошадиных силах, приравняв 1 силу к мощности уаттовского двигателя.

Эта механическая лошадиной силы всегда больше средней силы лошади, которая работая в течение нескольких часов подряд, развивает мощность лишь 0,7-0,8 ее мощности.

С его двигателя можно считать наступил "век машин". Еще при жизни Уайта появились первый паровоз и пароход.

Уатт был разносторонне одарён, легко изучал языки, много читал. Вальтер Скотт в предисловии к одному из своих романов выражает удивление разнородности познаний Уатта, которого он знал в последние годы его жизни.

Еще при жизни Уатта появились первый паровоз и пароход. 19 августа 1819 г. в возрасте 83 лет в Хитфилде близ Бирмингема, Джеймс Уатт тихо скончался в своем доме и был похоронен в приходской церкви в Хэндсворте, рядом с могилой Мэтью Болтона, без которого его машина осталась бы на бумаге. На могиле в Вестминском аббатстве ему воздвигнут памятник, выполненный талантливым скульптором Уантри. На нем высечены такие слова: Его гению удалось путем опыта усовершенствовать паровую машину. Благодаря этому он умножил богатство своего отечества, увеличил мощь людей и поднялся до высоких ступеней среди великих деятелей науки, этих истинных благодетелей человечества.

В октябре 1960 г. IX Генеральной конференцией по мерам и весам была принята система СИ. Теперь мощность выражается в ваттах. Единица мощности названа в честь Д. Уайта. Поэтому она пишется с прописной буквы - Вт. Соотношение между лошадиной силой и киловаттом: 1 кВт -1,35 л.с.; 1 л.с. - 0,736 кВт.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Back to Top