Резьба
Выбор типа соединения определяется прочностью материала соединяемых деталей, частотой сборки и разборки соединения в эксплуатации, а также особенностями конструкции и технологии изготовления соединяемых деталей.
Соединения болтом применяют только при наличии доступа к гайке и головке болта для скрепления деталей сравнительно небольшой толщины (например, при наличии специальных поясков или фланцев), а также при многократной разборке и сборке соединений. В последнем случае (особенно при большой толщине соединяемых деталей) предпочтение отдается также соединениям винтом или шпилькой.
Соединения винтом и шпилькой применяют для скрепления деталей при наличии доступа монтажного инструмента лишь с одной стороны (к гайке). Область применения соединений винтом в силовых конструкциях ограничена, предпочтение отдается соединениям шпилькой. Шпильки фиксируют (стопорят) в корпусной детали (посадкой на резьбе с натягом, завинчиванием на сбег резьбы, с помощью клея и т. д.) для предотвращения вывинчивания их при отвинчивании гаек.
Вставки применяют в основном для повышения износостойкости резьбы в корпусах из материалов с невысокой прочностью, а также для повышения прочности соединений.
Резьбовые втулки используют преимущественно в корпусах из композиционных материалов.
Для предотвращения повреждения поверхностей соединяемых деталей при завинчивании гаек под них подкладывают шайбы.
Конструктивным разнообразием отличаются стержни болтов (винтов). Наряду с обычной (в соответстивии с рисунком 20), наиболее распространенной формой болта (а) применяют другие конструкции. Болт (б) в отличие от предыдущего имеет диаметр стержня несколько больше наружного диаметра резьбы. Такие болты устанавливают в отверстия корпусов без зазора. В ряде ответственных соединений для увеличения податливости при меняют полые болты (в). Болты на (г и д) имеют центрирующие пояски под головками, а поясок посередине (д) предназначен для гашения вибраций стержня.
Рисунок 20 – Конструктивные формы стержней болтов
Формы головок болтов (в соответстивии с рисунком 21) и гаек также разнообразны, выбор их для практического использования определяется преимущественно условиями работы соединений, технологией изготовления крепежных деталей и их сборкой.
Рисунок 21 – Конструктивные формы головок болтов (винтов)
Для фиксирования деталей на валах, осях и др. применяют установочные винты с резьбой по всей длине стержня и упорным наконечником.
Основные материалы болтов (винтов), шпилек и гаек и их механические характеристики нормированы ГОСТ 1759-82.
Для болтов, винтов и шпилек из углеродистых и легированных сталей установлены 12 классов прочности, а для гаек - семь и соответствующие им рекомендуемые марки сталей.
Выбор материала определяется условиями работы. И технологией изготовления. Стержни болтов в массовом производстве изготовляют из пластичных сталей 10, 15, 15Х, 16ХСН и др. на автоматах методом холодной высадки, резьбу на болтах накатывают.
Для защиты крепежных деталей из углеродистых сталей от коррозии на них наносят окисные пленки или гальванические покрытия (цинковое, кадмиевое, фосфатное, медное и др.). Толщина покрытий выбирается в зависимости от шага резьбы и имеет следующие значения: 3-6 мкм для шага до 0,4 мм, 6-9 мкм – для шага 0,4-0,8 мм и 9-12 мкм для шага свыше 0,8 мм.