Энергия и энергетика сегодня

Совместное осуществление

Встреча на высшем уровне, посвященная энергетическому диалогу ЕС и России, состоявшаяся в Брюсселе в марте 2002 года, подтвердила необходимость «изучать возможности совместного осуществления проектов по энергосбережению и ВЭ, финансируемых по механизму Совместного осуществления».

Вероятно, что финансированием через механизм Совместного осуществления смогут воспользоваться следующие типы проектов по ВЭ: переход с угля и дизельного топлива на биомассу; замещение солнечными водонагревательными системами традиционных районных котельных; замещение ветровыми или гибридными ветро-дизельными системами дизельных генераторов в изолированных поселениях. Инвестируя в проекты ВЭ в России, страны Приложения 2 расширят круг доступных им возможностей для достижения своих целей в соответствие с Киотским протоколом. Развитие новых технологий и рынков возобновляемых источников может также принести существенные выгоды и отечественным производителям систем возобновляемой энергетики.

Если Россия хочет воспользоваться этим механизмом, она должна создать условия для реализации проектов Совместного осуществления. Танген и др. считают, что в России присутствуют существенные препятствия проектам Совместного осуществления. Эти препятствия можно условно разделить на три группы. Институциональные препятствия включают недостаточную прозрачность позиции Российской администрации по вопросу об изменении климата и неопределенность юридической, регулирующей и налоговой базы в этой области. Препятствия на уровне осуществления проекта включают трудности в сотрудничестве иностранных партнеров с местными, недостаток технического опыта на местах, недостаточно развитую местную инфраструктуру (в том числе, почтовую и телефонную связь) и низкое качество материалов. Препятствия на уровне финансирования связаны, как правило, с неблагоприятным инвестиционным климатом. Много проектов было прекращено из-за недостатка фондов и/или местной экономической поддержки. Серьезным препятствием являются высокие операционные издержки проектов из-за общей непредсказуемости экономики и из-за задержек с переговорами, доставкой оборудования и платежами.

В том случае, если Киотский протокол вступит в силу, страны - участники должны будут, очевидно, выбрать наименее затратные способы соблюдения своих установленных Протоколом показателей. Привлечение иностранных партнеров будет нелегким делом: проекты Совместного осуществления в России будут конкурировать с проектами Совместного осуществления в других странах. Они будут также конкурировать с проектами Механизма чистого развития (CDM) в странах, не перечисленных в Приложении 1. Потенциальные инвесторы будут принимать во внимание все препятствия и риски, связанные с осуществлением проектов в России и в других странах. Низкие цены на энергию делают Россию особенно непривлекательной для инвестиций в экологически дружественные проекты. Меры правительства по улучшению общего инвестиционного климата будут благоприятны и для проектов Совместного осуществления.

      Back to Top