Энергия и энергетика сегодня

Реформа электроэнергетики

Реформа электроэнергетики, проходящая в России, представляет для внедрения возобновляемых источников энергии как благоприятные возможности, так и определенные проблемы. Возможности связаны с увеличением объемов различных рынков, в которых могли бы участвовать возобновляемые источники, и с ожиданиями того, что цены на электричество будут в ближайшем будущем лучше соответствовать издержкам его производства. На этих рынках возобновляемые источники будут пользоваться определенными преимуществами, по сравнению с нынешним положением, и должны расширять свое присутствие. По мере усовершенствования существующей энергетической инфраструктуры, конкуренция между различными технологиями будет способствовать развитию тех технологий возобновляемых источников, которые окажутся экономически эффективными. Проблема же заключается в том, что в реформированном энергетическом секторе регулирующие механизмы могут дискриминировать ВИЭ в попытках достичь целей, поставленных федеральным законом. В главе 5 настоящей публикации предложены некоторые политические меры, которые могли бы быть предприняты во избежание возможной дискриминации возобновляемых источников энергии на рынках электроэнергии и тепла.

Календарь

Реформа государственной монополии РАО ЕЭС началась в июне 2001 года, когда российское правительство одобрило «Основные направления государственной политики по реформированию энергетического сектора Российской федерации». Реформа долго тормозилась сильной промышленной и политической оппозицией и необходимостью разрешить социальные проблемы, связанные с повышением цены электроэнергии. После продолжительных дебатов российский парламент одобрил пакет законов по реформе энергетического сектора, а президент Путин подписал его 31 марта 2003 года. Работа над вторичным законодательством, необходимым для применения пакета законов, продолжается.

Ожидается, что оптовый рынок электроэнергии будет либерализован к 2006 году. До этого времени энергетические тарифы будут оставаться под контролем государства, но 5-15 % электроэнергии будет разрешено продавать по свободным ценам. Даже после либерализации государство, возможно, будет регулировать тарифы на электричество в изолированных энергосистемах Дальнего Востока.

Структура

В процессе реструктуризации вертикально интегрированные компании - РАО ЕЭС и региональные компании, будут расформированы, и функции генерации, передачи и распределения будут разделены. В результате освобождения цен и конкуренции, генерация, доставка и распределение станут более рыночно ориентированными. Государственная монополия сохранит контроль над передачей электроэнергии и диспетчеризацией.

Генерация

По плану реформы, генерирующие мощности РАО ЕЭС будут распределены между десятью оптовыми генерирующими компаниями (Генко): шестью, опирающимися на тепловые электростанции, и четырьмя, опирающимися на гидроэлектростанции. Атомные электростанции, управляемые Росэнергоатомом, останутся в государственной

собственности. Эти атомные станции и одна гидроэлектростанция будут отданы под управление Системного оператора (СО), что позволит СО контролировать некоторые генерирующие мощности в интересах стабильности всей системы. После 2006 года десять Генко вместе с региональными компаниями вступят в конкуренцию на свободном рынке. В настоящее время не ясно, в какой степени будут приватизированы генерирующие компании, созданные на базе гидроэлектростанций. Некоторые тепловые станции, главной задачей которых является производство тепла, могут быть переквалифицированы в котельные для гарантирования поставок.

Региональные компании (-энерго) будут расформированы, генерирующие мощности нескольких -энерго будут слиты в крупные межрегиональные (территориальные) генерирующие компании.

Передача

Линии электропередачи и активы, контролируемые -энерго, первоначально будут переданы региональным сетевым компаниям, а затем Федеральной сетевой компании. Государство будет контролировать сеть линий электропередачи и СО.

Доставка и распределение

После реструктуризации, доставка и распределение будут открыты для конкуренции, и неограниченное число компаний сможет работать на свободном розничном рынке электроэнергии. Эти компании будут в основном созданы на базе расформированных региональных -энерго. Могут образоваться и совершенно новые компании. Нескольким розничным компаниям будет придан статус «гарантированных поставщиков», который обяжет их заключать соглашения об электроснабжении со всеми заинтересованными потребителями в их зоне обслуживания. Гарантированные поставщики будут поставлять электроэнергию по регулируемым тарифам. Детали функции гарантированных поставщиков должны быть еще определены. До 2008 года, генерирующим компаниям будет предписано продавать до 35 % всей произведенной электроэнергии одному или нескольким гарантированным поставщикам в соответствие с долгосрочными контрактами по ценам, установленным государством. Такое регулирование призвано контролировать цены для населения и общественных служб после либерализации. Различие между регулируемыми контрактными ценами и рыночными ценами должно быть постепенно ликвидировано.

Работа над законодательной и регулирующей базой реформы требует своего завершения. Необходимо издать дополнительные подзаконные акты для регулирования электроэнергетической отрасли.

Рисунок 10. Российский электроэнергетический сектор после реструктуризации

Инфраструктура оптового рынка

> Системный оператор -Центральное

диспетчерское управление

в основном государственные

Генерация

> 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (8-10 ГВт каждая)

> Межрегиональные генерирующие компании

> Независимые производители электроэнергии

в основном частные

> Росэнергоатом

(установленная мощность 32 ГВт к 2010 г.)

государственные (100 % федеральная собственность)

> 4 оптовых

гидроэнергетических генерирующих компании

В основном государственные (?)

Передача

> Федеральная сетевая компания

> Межрегиональные сетевые компании

В основном государственные (75% + 1 акция)

Распределение и поставка

> Неограниченное число розничных распределительных компаний

> Гарантированные поставщики (до 2008)

В основном частные

      Back to Top