Энергия и энергетика сегодня

Электроэнергетика

Производство, передача и распределение электроэнергии контролируется государственной монополией «Единые энергетические системы» (РАО ЕЭС). По данным РАО ЕЭС, компании принадлежат 72 % генерирующих мощностей России, 2,7 миллиона км или 96 % всех российских линий электропередачи. Российское правительство владеет 52,6 % РАО ЕЭС. На 2003 год в состав холдинга РАО ЕЭС входили 73 генерирующие компании, 32 собственных крупных электростанции, 59 научно-исследовательских учреждения, 35 дочерних компаний, ответственных за обслуживание энергетического комплекса и 26 непрофильных дочерних компании. В холдинг не входит Иркутскэнерго (2,6 % российского производства электроэнергии) и Татэнерго (6,4 %). На рисунке 9 представлена схема организации и управления электроэнергетического сектора России.

Рисунок 9. Российский электроэнергетический сектор накануне реструктуризации

Производство электроэнергии на атомных электростанциях не зависимо от РАО ЕЭС, так как все они на 100 % принадлежат Министерству атомной энергии, и управляются государственной компанией Росэнергоатом. В настоящее время на атомных станциях вырабатывается более 15 % всей электроэнергии в России.

Российское правительство через Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК) устанавливает максимальный уровень тарифов для различных групп потребителей (промышленности и населения), а региональные энергетические комиссии (РЭК) регулируют тарифы на местах, ориентируясь на этот набор максимальных величин. Несмотря на свою формальную независимость, на практике РЭК тесно связаны с правительствами регионов. Более того, большинство РЭК финансируются из бюджетов регионов. Все это заставляет РЭК учитывать обстоятельства региональной политики и присваивать долгосрочным финансовым интересам энергетических компаний более низкий приоритет.

Обычно, тарифы на электричество для населения искусственно занижены, часто они ниже стоимости генерации и компенсируются высокими тарифами для промышленных потребителей. Такое положение противоположно нормальной практике рыночной экономики, когда цены для населения выше, чем для промышленных потребителей, что определяется более высокой стоимостью распределения электроэнергии для населения и экономией, возникающей при обслуживании крупных промышленных потребителей. В 2001 году средний тариф РАО ЕЭС для промышленности составлял 1,7 цента за 1 кВт-ч., а для населения - 1,2 цента за кВт-ч. Тарифы на электричество значительно разнятся по регионам. В 2002 году цена за кВт-час для промышленных потребителей в Иркутскэнерго была 0,6 цента, в Красноярскэнерго - 1 цент, в Бурятэнерго - 2,8 цента. Тарифы на электричество постепенно повышаются. С декабря 2002 по май 2003 года средний тариф РАО ЕЭС для населения увеличился примерно на 31 %, а средний тариф для промышленности - на 12 %. В мае 2003 года общий средний тариф достиг 76,54 копеек (2,5 цента) за кВт-час.

В России существует Федеральный оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ), но он не работает по рыночным правилам. Операции на этом рынке регулируются и находятся под влиянием политических, социальных и монопольных факторов. Существующая монопольная структура неблагоприятна для появления на рынке независимых производителей энергии, включая базирующихся на возобновляемых источниках энергии. Продавцами на ФОРЭМ являются станции, принадлежащие РАО ЕЭС, атомные станции и региональные компании (-энерго), обладающие избытком электроэнергии. Покупатели -региональные компании с дефицитом энергии и крупные промышленные потребители.

Центральное диспетчерское управление находится в полной собственности РАО ЕЭС, поэтому оно заинтересовано в том, чтобы в первую очередь обслуживать электростанции РАО ЕЭС. Хотя генерирующие компании и крупные потребители в принципе могут заключать двусторонние договоренности, такой путь практически не осуществим из-за трудностей с доступом к распределительным сетям, принадлежащим РАО ЕЭС.

      Back to Top