Энергия и энергетика сегодня

Природный газ

Треть разведанных мировых запасов природного газа приходится на российские гигантские газоносные месторождения и связанные с ними месторождения меньших размеров, гарантирующие расширение запасов в будущем. Россия также имеет возможность на выгодных условиях импортировать газ из стран Средней Азии и Каспийского региона по существующей трубопроводной сети. 10 апреля 2003 года Газпром подписал долгосрочное соглашение с Туркменистаном на поставки 5-6 млрд. кубометров природного газа в 2004 году с увеличением объемов поставок до 70-80 млрд. кубометров в год к 2009 и до 2028 года. Цены установлены на уровне $44 за тыс. м на период до 2006 года, когда они будут пересмотрены. Очевидно, что это соглашение ослабит необходимость для Газпрома разрабатывать менее перспективные месторождения для обеспечения поставок внутри страны и на экспорт. Важнее то, что соглашение также ослабляет импульс к реформированию и реструктуризации газового сектора, к созданию ясных и стабильных условий работы и доступа к газопроводу для нефтяных компаний и независимых производителей газа.

Основным источником неуверенности для прогнозирования российского производства природного газа является темп снижения добычи на месторождениях Уренгоя, Ямбурга, Медвежьего и района Надым-Пур-Таз в Западной Сибири. Эти месторождения в настоящее время дают более 75 % общероссийской добычи, и существует значительная неопределенность относительно того, насколько быстро будет снижаться их продуктивность. По прогнозам Газпрома и российского правительства ожидается резкое ускорение темпов снижения продуктивности. Это может быть вызвано повреждением продуктивных пластов в результате неосмотрительного увеличения добычи в советские времена. Однако, произведенные достаточные вложения в производственную инфраструктуру, позволили предотвратить уменьшение добычи на Медвежьем. Вполне возможно, что такая же программа действий могла бы быть применена и для Ямбурга и Уренгоя. Все зависит от того, будут ли сделаны соответствующие вложения, что в свою очередь зависит от оценки рентабельности инвестиций.

Если продуктивность месторождений Уренгоя и Ямбурга снизится в соответствии с оценками, приведенными в правительственной Энергетической стратегии, то для удовлетворения ожидаемого спроса в ближайшие 20 лет потребуется ввести почти 300 млрд. м новых мощностей по добыче природного газа. Дальнейшее развитие будет зависеть от желания и возможностей потребителей - внутренних и зарубежных -платить достаточно высокие цены, необходимые для поддержания инвестиций на должном уровне. Зарубежные технологии и крупные инвестиции, несомненно, понадобятся не только для разработки новых месторождений и строительства транспортной инфраструктуры, но и для работы в исключительно трудных геологических и климатических условиях. Несмотря на то, что Россия часто воспринимается как рискованное место для ведения бизнеса, огромные запасы природного газа начинают привлекать зарубежных инвесторов через механизм Соглашений о разделе продукции.

Несмотря на то, что запасы газа, несомненно, достаточны для удовлетворения внутреннего спроса и обеспечения экспорта в течение двух десятилетий, разработка этих запасов будет зависеть от того, смогут ли инвесторы получить адекватную отдачу от вложений. При теперешней экономической и деловой обстановке в России перспективы такой отдачи в лучшем случае туманны. Основные неясности связаны с ценами, условиями платежей, налогообложением и новыми условиями регулирования. Российская энергетическая стратегия до 2020 года предполагает повышение цен на газ к 2006 году и далее, когда, как предполагается, внутренние цены достигнут уровня европейских экспортных цен. Это очень сложно достижимая и важная цель, особенно на период 20032005 год, когда цены должны достичь $39-$46 за тысячу кубометров. Неясно, возможен ли такой рост цен в совокупности с ликвидацией неплатежей и увеличением доли денежных платежей, без банкротства ряда крупных компаний и серьезного роста безработицы. Тем не менее, осуществление этой цели создаст важнейшие преимущества:

• использование огромного потенциала увеличения эффективности энергетики, что может привести к временному сокращению спроса и соответствующему уменьшению необходимых поставок газа;

• создание возможностей и стимулов для отечественных и иностранных компаний к инвестированию в газоснабжение и к уменьшению потребления газа в России.

Успешное осуществление реформ в газовом секторе принципиально важно для того, чтобы Россия смогла справиться с растущими внутренними нуждами и увеличивающимся экспортным спросом со стороны Европы и новых восточных рынков. И независимые производители газа, и нефтяные компании, добывающие природный газ, будут играть возрастающую роль в удовлетворении растущего спроса (внутреннего и экспортного). Этот рост станет возможным только при условии эффективного осуществления реформ. Международное энергетическое агентство глубоко проработало эти вопросы в своем обозрении «Энергетическая политика России». Продолжающееся сотрудничество МЭА с Россией выдвигает на первый план эти вопросы, особенно важные в период бурного роста ВВП в России и усиления зависимости Европы от импорта газа.

      Back to Top