Энергия и энергетика сегодня

Международная торговля квотами

Поскольку предел выбросов, установленный Протоколом для России, по-видимому, превышает реальные выбросы, Россия могла бы быть крупнейшим игроком на рынке квот. В период с 1990 по 2000 год выбросы CO2 в энергетическом секторе были уменьшены почти на 33 %. Большинство прогнозов по российским выбросам СО2 предсказывают, что они не превысят своего уровня 1990 года до 2012 года. В соответствие с «Перспективами мировой энергетики» (2002), опубликованными МЭА, выбросы 2010 года составят около 0,4 миллиарда тонн CO2 - на 17 % ниже российских обязательств.

Однако, значительное уменьшение уровня выбросов в 90-е годы случилось не из-за улучшения использования энергии, а из-за резкого падения экономической активности. Без существенного улучшения эффективности энергетики низкий уровень выбросов СО2 вряд ли сохранится, т.к. он находится в зависимости от темпов роста ВВП. В 2001-2002 годах, когда Россия испытывала быстрый экономический рост, было отмечено увеличение объема выбросов. Если Россия будет стремиться к достижению амбициозной цели удвоения ВВП в течение десяти лет, поставленной президентом Путиным, то она должна будет существенно улучшить эффективность энергетики для того, чтобы соответствовать своим обязательствам по Киотскому протоколу и воспользоваться преимуществами международного рынка квот. В настоящее время Россия находится в числе наиболее энергетически интенсивных экономик мира. В 2000 году экономика России была почти в три раза более энергетически интенсивная, чем в странах ОЭСР в среднем. Снижение этого параметра будет в большой степени зависеть от эффективного осуществления ценовой и экономической реформ. Увеличение использования возобновляемых источников наряду с другими мерами могло бы помочь России уменьшить выбросы и больше заработать на продаже квот.

В случае ратификации Россией Киотского протокола, одной из возможностей осуществления механизма торговли квотами была бы схема Целевых экологических инвестиций (GIS). Эта схема разработана для направления средств от международной торговли квотами на проекты, связанные с окружающей средой. Ожидается, что она привлечет потенциальных покупателей уверенностью в том, что доходы от торговли пойдут на экологические или социальные нужды и будут тщательным и прозрачным образом контролироваться. Потенциальные покупатели имеют разные взгляды на природу и масштаб проектов, которые могли бы быть осуществлены в рамках GIS. Энергосберегающие усовершенствования и освоение ВЭ (в том числе биологическое топливо), вероятно, будут приоритетными направлениями. С точки зрения продавцов, GIS предлагает возможность увеличения цены объекта продажи, тем самым увеличивая общие поступления.

В то же время, оппоненты считают, что схема Целевых экологических инвестиций увеличит операционные издержки и ограничит возможности торговли квотами.

      Back to Top